Без приключений

Краткие заметки о радиоэкспедиции уже почти виртуального радиоклуба “Север Москвы”

Великолепную идею организовать радиоэкспедицию и поработать в эфире спецпозывным с Лудиной горы (г. Волоколамск) Владимир (UA3APR) озвучил в начале апреля 2001 года. В ноябре-декабре сурового 1941 года в тех местах гремели бои. Моряки-тихоокеанцы стояли насмерть. В память о героях, защищавших Москву, планируем работу 8 и 9 мая.
Здесь необходимо отметить, что наш радиоклуб “Север Москвы” вот уже полгода находится на осадном положении. Из-за долгих судебных тяжб между старым и новым владельцами здания в парке Дубки, где мы базируемся, работа радиоклуба полностью парализована (см. газету “Патриот” N 7 от февраля 2001 года). Наши бесконечные обращения во властные структуры никаких результатов не дают. И, как следствие, отсутствие финансовой поддержки со стороны клуба любого начинания стало для нас суровой реальностью. В состав нашей “микроскопической” hi! по технической оснащенности и возможностям радиоэкспедиции вошли великие энтузиасты клубных дел: Владимир (UA3APR), Вильгельм (RX3AOC), Олег (RX3AHU), Денис (RU3AVF) и - Ваш покорный слуга - Андрей (RV3ATR). И так началась подготовка.

В кратчайшие сроки (спасибо Тамаре Петровне Скрыгиной, Управление надзора за РЭС по г. Москве и Московской области) оформляем специальный позывной сигнал UE3AWM (АВМ- армия военные моряки). Выезд намечаем на 7 мая. Определенные трудности вносило в организацию подготовки к экспедиции то, что Владимир редко бывал в Москве, и поэтому все детали нашего путешествия приходилось уточнять вплоть до момента отъезда. Денис из-за скользящего рабочего графика мог приехать в Волоколамск только в первой половине дня 9 мая, т.е. поучаствовать в работе радиоэкспедиции всего часов 8-9, да и то при условии, что быстро нас найдет. Поэтому весь день 7 мая Денис, колеся по Москве на электровозе (место его работы), имел детальный инструктаж от Владимира на УКВ.

Вечером 7 мая наша группа в количестве четырех человек отбывает на электричке в Волоколамск с платформы “Дмитровская”. Оборудование: FT-840 с согласующим устройством и блоком питания, трансивер на диапазон 160 м, собранный Олегом, портативные УКВ-радиостанции, кабели, провода и пр. Рюкзаки и сумки забиты до отказа всякой всячиной на всякий случай. При размещении нашего скарба в поезде хилая полка, жалобно скрипнув, с грохотом рушится вниз. Вагон электрички поражает своей пустотой. Где народ? Где дачники? На “Тушинской”, сметая все на своем пути, в поезд врывается толпа. Все понятно. На этой станции еще можно сесть в электричку бесплатно. Время (2.5 часа пути) пролетает быстро. Владимир – прекрасный гид, и мы узнаем много интересного про места, по которым проходит Рижская железная дорога. За окном темнеет, а вагон пустеет. Мы остаемся в гордом одиночестве. Проходит милицейский патруль. Мы, очевидно, вызываем доверие, и нас не тревожат. Вот и Волоколамск. Из электрички выходят, кроме нас, от силы человек десять. Ночь, луна, напоминающая головку сыра, висит над лесом, все вокруг содрогается от соловьиных трелей. Сломя голову, несемся по железнодорожной насыпи к зеленому семафору, на “ранчо” Владимира. Под ногами хрустит щебень. Проклятый семафор, от которого совсем рукой подать” до столь желанного ночлега, с каждой секундой становится все более недосягаемым. Высокая крутая насыпь напоминает чудесную горку для катания на лыжах. Проносится поезд, обдавая нас грохотом и запахом горячего металла... Как хорошо, что мы не на лыжах! В свете луны возникает фантастический силуэт 20-ти метровой мачты с 9-ти элементной УКВ-антенной. Мы - на месте.

Уже наступило 8 мая. Радиорубка, находящаяся на втором этаже – мечта радиолюбителя, а трап, ведущий в нее с первого этажа, – как на подводной лодке! Подключаем FT-840 на дельтаобразную антенну Владимира. Олег подключает свой трансивер на какую-то суррогатную антенну, т.к. вешать новую в кромешной тьме уже нет сил. Результат нулевой. Олег опечален и только легкий ужин немного улучшает его настроение. Маринованные огурчики, помидорчики и чеснок из припасов Владимира просто сводят с ума. Даже ради этого стоило терпеть все тяготы и лишения путешествия! Однако пора спать, уже сегодня идем на Лудину гору.

Ночь коротка и прохладна. Ребята укладываются внизу, а я – в радиорубке. Удивительно, но комары отсутствуют. Зато гудят ноги. Надеваю все, что можно, и закутываюсь в одеяла, пледы и покрывала, любезно предоставленные Владимиром. Засыпаю под раскаты соловьиных трелей только потому, что сильно устал.

Утро. Воздух чист и свеж. Гремя ведрами, идем с Владимиром к источнику. Чтобы набрать ключевой воды, надо встать на колени и ковшиком наполнять ею ведро. С удовольствием делаю это, поклонясь этому чуду матушки Природы – роднику. День обещает быть ясным и ветреным. Владимир таинственным образом (когда?) сварил картошку, морковку и свеклу. Быстро готовим ведро винегрета, завтракаем бутербродами и в путь. Идти, по словам Владимира, минут сорок. Памятник военным морякамНачинается подъем. Своя ноша не в тягость, а особенно ведро винегрета. Владимир ведет неспешный рассказ об окрестностях. Чем выше мы поднимаемся, тем лучше становится обзор. Окружающий ландшафт напоминает одновременно и природу Крыма в районе Севастополя, и природу Приморья в районе Владивостока. Не хватает только моря. Мы поднимаемся все выше и выше. Вот и памятник морякам – тихоокеанцам. Владимир позаботился о цветах, и скромный букет нарциссов занимает свое место на постаменте. Памятник ухожен и прибран заботливыми руками. Идем дальше. Вот и место нашей работы. Не переводя дух, распаковываем аппаратуру. Решаем вопрос с электропитанием. Местный фермер Юра, узнав о цели нашей радиоэкспедиции, в отличие от других настороженно-пугливых дачников-аборигенов, позволяет нам подключиться к его сети, приглашает на чашку чая и предлагает переночевать в сарае на сене. Развешиваем на деревьях равносторонний треугольник со стороной 57 м, но у этой антенны КСВ получается запредельным на всех диапазонах. Разочарованные, мы переделываем его в полуволновой диполь на 80 м. Начинаем работать в эфире. Станции подходят и подходят. Печаль Олега резко улетучивается. Наши очень скромные технические возможности мы стараемся использовать максимально. В эфире UE3AWMВладимир работает на УКВ диапазоне. Благодаря “накопителю-повторителю”, установленному вероятно где-то в районе Волоколамска, на частоте 145 500 кГц, наши позывные слышат в соседних областях. Недалеко от нас, на 115 километре от Москвы, у памятника воинам-саперам работает мемориальная радиостанция RP3AIW (армия инженерные войска). По эфиру приглашаем ребят в гости. К нашему лагерю подходят местные жители. Рассказываем, объясняем и слушаем сами. Фермер Юра, посмотрев и послушав нашу работу, выражает готовность присмотреть ночью, пока нас не будет, за проводами электропитания линии “ферма – QTH UE3AWМ” и антенной. На ферму прибывает трактор для вспахивания грядок. Временно отключаемся от фермы, т.к. наша “сеть” мешает сельскохозяйственным работам. Владимир ведет нас на то место, откуда с горы открывается прекрасный вид на Волоколамск, рассказывая при этом о его достопримечательностях. Как здорово, что в наших рядах есть человек, ТАК знающий и любящий эти места!

Заходит солнце, становится все прохладнее, а затем и просто холодно. И это нам – сытым, тепло одетым, в мае. Как же было тяжело морякам-тихоокеанцам в те суровые дни! Начали спуск вниз. Владимир ведет нас новой дорогой. Мои старые надежные хромовые военно-морские ботинки совсем не приспособлены к передвижению по полю, покрытому заросшими упругой травой кочками. Еле поспеваю за ребятами. Выходим на чудесную поляну, покрытую мягким зеленым ковром. Вильгельм падает на теплую землю и говорит, что будет отдыхать на этой травке долго-долго. Останавливаемся. Я стою, не снимая рюкзака, боюсь, что, сев на землю, уже не встану hi! Отдохнув, коротким рывком добираемся до “ранчо”. Неожиданно открывается второе дыхание. Как же велика сила непривычки! Олег сегодня возвращается в Москву. Провожаю его и даже помогаю нести рюкзак. Возвращаюсь на “ранчо”, где неутомимый Владимир уже нарубил дров, растопил печь, полил огород, поговорил с соседом, приготовил ужин ,сделал еще массу всяких других неотложных дел.

Ночь пролетает быстро. Утром 9 мая выдвигаемся на гору. Слушаем частоту 145 500 кГц, т.к. сегодня после ночной смены из Москвы должен приехать Денис. Небо в облаках, но ветер делает свое дело. Над нами опять сияет солнце. А вот и Денис, его голос громко слышен на частоте. Владимир по эфиру корректирует его движение. Встречаем нашего товарища возгласами радости. Привязав за рукава тельняшку Вильгельма, делаем флаг и поднимаем его высоко над лагерем, чтобы было видно издалека. Фермера Юры нет, но “сеть” на месте, правда, без напряжения. Уходит время, а мы не работаем. Владимир пытается найти выход и вторгается в частное владение. Неожиданно, как из под земли появляется дочка фермера с подругой. После недолгих объяснений выясняется, что она в курсе дела. Ей скоро уходить, и она просит нас присмотреть за фермой! Вот это доверие! Денис дает ей осмотреть окрестности в свой огромный бинокль, который напоминает соединенные в параллель две бутылки шампанского. Подаем электропитание и начинаем работать. По дороге проносится вереница машин, которая останавливается у памятника морякам-тихоокеанцам. Владимир отправляется на разведку. Выясняется, что это курсанты клуба “Морской пехотинец” г. Волоколамска приехали принимать присягу. Мальчишкам по 13-15 лет. В форме морских пехотинцев они выглядят весьма браво. Чем-то неуловимо напоминают кадетов Первого Московского кадетского корпуса, с которым наш клуб плодотворно сотрудничает. Знакомимся с руководителями. У них трудности, как и у нас. Занимаются патриотическим воспитанием в отрыве от государства, можно сказать, за свой счет. Патриотизм высшей пробы. Говорю это без тени иронии, как человек, знающий эту проблему изнутри, и, вдоволь нахлебавшийся глупости и равнодушия чиновников. Приглашаем посетить наш лагерь, посмотреть, как мы работаем в эфире. Однако наше приглашение не находит понимания. Все торопятся, фотографируются и разбегаются по машинам. От всего этого на душе становится кисло. Возможно мы не внушили людям доверия из-за своего весьма экзотического и далеко непарадного внешнего вида, или причина в чем-то другом? Об этом стоит подумать. Но ведь фермер Юра и его дочка нам поверили! hi! Возвращаемся в лагерь. Денис, утомленный солнцем, ночной сменой, переездом-переходом и, несомненно, общением с дочкой фермера при помощи бинокля, упал в траву и спит богатырским сном. Вильгельм разруливает очередной pile-up в эфире. Быстро летит время. Отдохнувший Денис отправляется на поиски следов войны в рядом стоящий суровый и неприступный лес, вооружившись уникальным походным ножом. Свободные от вахты в эфире развлекаются тем, что, забравшись в густую траву, через бинокль осматривают Волоколамск, который лежит перед нами, как на ладони. Возвращается Денис, волоча ржавую железяку. По его словам это осколок мины или бомбы. Принимаем на веру без споров. Владимир говорит, что в здешних лесах великое множество следов войны. Близится вечер, становится прохладно, но уходить не хочется. Все хорошее быстро кончается. Сворачиваемся. Тепло прощаемся теперь уже с женой фермера Юры. Она приглашает приезжать еще. Думаю, что бинокль Дениса сыграл здесь не последнюю роль. Тщательно уничтожаем следы своего пребывания, внося посильную лепту в сохранение природы Подмосковья, превращаемого современными варварами в свалку. Выясняется, что Денис где-то потерял свой уникальный походный нож. Его поиск положительных результатов не принес. Трогаемся вниз. Под гору бежим весело. На полпути прощаемся с Владимиром, он остается на своем “ранчо”. Семеним по крутым (в смысле ландшафта) улицам Волоколамска. Поразительная чистота. Вот и вокзал. Отменены две электрички, в ожидании сидим на платформе. Денис в невероятных количествах поглощает мороженое. Подходит поезд , и через два часа мы в Москве. Усталые и довольные прощаемся.

P.S. Проезжая через парк Дубки, где пока еще находится наш радиоклуб “Север Москвы”, наш трамвай был атакован обезумевшими (одурманенными?) подростками лет 11-12. Обезображенные лица неприкаянных человеческих существ с остервенением колотивших по трамваю кулаками, ногами, бросавших камни и комья земли в окна. Таким был поздний вечер Дня Победы 2001 года в Москве.

НЕ СПРАШИВАЙТЕ, ГОСПОДА ИЗ ВСЕВОЗМОЖНЫХ СОБРАНИЙ, ДУМ, ПРАВИТЕЛЬСТВ, АППАРАТОВ, МЭРИЙ, ПРЕФЕКТУР, УПРАВ, КОМИТЕТОВ, КОМИССИЙ И ПР., ПО ЧЬИМ ДЕТЯМ И ВНУКАМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ …

А. Козловский (RV3ATR)

7–9 Мая 2001 года

Радиоклуб "Север Москвы" Другие статьи